Работники сферы образования
В ПРЕДЫДУЩИХ Главах мы обсудили главных действующих лиц финансового мира и области их ответственности, и центр нашего внимания перемещается на тех, кто находится на периферии финансов. «Окраинное» местоположение нимало не влияет на значимость исполняемых этими людьми ролей. Просто они в меньшей степени вовлечены в повседневные финансовые операции. Более того, преподавателям принадлежит одно из центральных мест с точки зрения функционирования финансовой системы в целом. Слаженная и правильная работа системы предполагает понимание происхождения ее институтов, своей практической деятельности и своего предназначения, а также того, как собственная карьера человека вписывается в общую картину. Мы полагаем, что допускавшиеся работниками сферы образования в последние десятилетия ошибки сыграли важную роль в начавшемся в 2007 г. глубоком финансовом кризисе. Достаточно упомянуть о чрезмерном внимании, уделяемом в учебном процессе теории эффективных рынков, что способствовало образованию различных спекулятивных «мыльных пузырей». Из этой крайней точки зрения многие студенты делали вывод, что с позиций морали в бизнесе могут быть оправданы любые действия, так как ничто не способно нарушить великое рыночное равновесие. Однако работники сферы образования ответственны и за происходившее в течение последних десятилетий усложнение финансовых рынков, а также за преподавание методов и миссии ответственного планирования и управления ресурсами. В будущем, как представляется, эти роли сохранят свое фундаментальное значение для финансовых институтов.