Финансы математика и красота
ТЕОРИЯ Финансов, равно как и экономическая теория, может быть очень красивой. Я был поражен замечаниями на эту тему, прозвучавшими на обеде, который был дан в честь выхода в отставку моего коллеги Герберта Скарфа, знаменитого экономиста-математика. По слова многих присутствовавших, его лекции всегда отличала особая «элегантность». Это означает, что математической экономике, как области науки, присуща внутренняя красота, а Герб был мастером ее выражения. Это ощущение красоты притупляется грязью и бесчеловечностью реального мира финансового капитализма, свойственными ему фальшью и манипулированием. Но все то же самое справедливо и для мира природы, в которой рядом с красотой часто соседствует уродство. «Красота тесно связана с симметрией»,—писал математик Герман Вейл в работе об оценке красоты в математике и в других областях. Он полагал, что чувство красоты, которую мы находим в математике, взаимосвязано с чувством красоты, возникающим при нашем соприкосновении с искусствами. И для того чтобы выявить сходство в достижениях, сделанных в областях, не имевших на первый взгляд ничего общего между собой, Г. Вейл анализировал труды по изобразительному искусству и архитектуре. Положение о восприятии симметрии как прекрасного было подтверждено на экспериментальном уровне. Психологи провели ряд экспериментов, участники которых должны были оценить красоту человеческих лиц, представленных на фотографиях. Оказалось, что испытуемые наиболее благожелательно отнеслись к обработанным цифровым способом фотографиям, на которых лица людей были более симметричными, чем на оригинальных снимках. При этом участники эксперимента очень редко осознавали, что они так сильно подвержены воздействию симметрии. Но реакция на симметрию выходит далеко за пределы простой оценки равновесия. Она заключается в Поиске и установлении скрытых и очень важных симметрий. Как писал физик Леон Ледерман, «постижение законов Вселенной требует понимания ее симметрий».